Вторник, 17 февраля, 2026

Самое громкое политическое убийство в истории Варшавы

15 июня 1934 года, ровно в 15:40 на одной из самых спокойных и самых тихих улиц Варшавы прозвучало несколько взрывов, унесших жизни министра внутренних дел Польши Бронислава Перацкого. Министр умер после двух часов в больнице, так и не приходя в сознание. Это было самое громкое политическое убийство и террористический акт перед Второй мировой войной, который получил резонанс во всем мире, пишет warsawyes.com.

В нашей статье мы расскажем о причинах и деталях заказного убийства и раскроем тайны, которые со временем потерялись в страницах истории.

Деятельность Бронислава Перацкого: кем был известен польский политик?

Бронислав Перацкий – польский политик, военный и государственный деятель, министр внутренних дел Польши на протяжении 1931-1934 годов. Перецкий был одним из руководителей политики пацификации украинцев в 1930-1932 годах, из-за чего был казненным членом ОКН Григорием Мацейко.

Бронислав Перацкий, несмотря на карьеру в Польше, происходил из Западной Галиции. Он родился 28 мая 1895 года в городе Горлице в семье начальника финансовой стражи. Во время Первой мировой войны участвовал в военных формированиях, в частности, в легионах Пилсудского.

В 1918 году Перацкий стал членом Польской военной организации. В этом году он принял участие в украинско-польской войне. Перацкий был приверженцем политики сохранения и продвижения национально-культурных прав украинцев на оккупированных землях для того, чтобы превратить их в лояльных граждан Польши. В 1920 году Перацкий являлся ведущим деятелем так называемого «санационного режима» и выступал за проведение политики «сильной руки». С 1930 года министр начал руководить карательными мерами по отношению к украинскому населению на Лемковщине, Волыни и Полесье.

Почему убийство Перацкого было заказным?

Убийство министра Перацкого было заказано ОУН. Оно позиционировалось как приговор революционного трибунала за ряд преступлений украинцев. Крупнейшим преступлением Перацкого была постоянная пацификация украинского населения.

Решение об убийстве было принято под одним из собраний ОУН в апреле 1933 года. Собрание организовал Евгений Коновалец. К убийству причастен и известнейший участник ОУН Степан Бандера. Именно он принял решение о исполнении смертной казни. Деталями акции полностью руководил Николай Лебедь. Заказное убийство от А до Я готовили в Варшаве.

Бомбу, которой должны были убить министра, готовил пиротехник ОУН Ярослав Карпинец в Кракове недалеко от Дембницкого рынка. Исполнителем заказного убийца был назначен добровольец Григорий Мацейко, который также был членом ОУН.

После убийства Мацейку удалось избежать ареста. Но такая судьба не постигла Бандеру и других участников казни: всех арестовали и приговорили к смертной казни во время Варшавского процесса.

Заказное убийство министра Перацкого вызвало ряд последующих репрессий (в Березе-Картузской был основан специальный политический концлагерь). Однако польские власти больше не имели возможностей скрывать такую ​​актуальную «украинскую проблему», которая сразу приобрела межнародную огласку. Авторитет Организации Украинских Националистов существенно возрос как среди украинцев в Польше, так и среди коренного населения на территории Украины.

Покушение на министра: детали преступления

День убийства был подробно описан Петром Мирчуком. Он говорит, что в день казни (15 июня 1934 г.) Мацейко, имея с собой подготовленную бомбу, ушел под дом клуба, где собственно и произошло убийство. Бомба была изготовлена ​​в краковской химической лаборатории с помощью ОУН. Также у Мацейко был револьвер «Ишпан», который он привез из Львова.

Убийца имел приказ: в тот момент, когда министр будет находиться максимально близко к Мацейко, он должен был придавить бомбу так, чтобы полностью раздавить стеклянную рурку. После этого должен был прогреметь роковой взрыв. По предварительной договоренности Мацейко должен был погибнуть вместе с Перацким.

В то время на улице должны были находиться напарники Мацейко Лебедь и Гнатковская. Они должны были подать знак убийцы как раз в тот момент, когда министр выйдет из автомобиля.

Перацкий приехал как обычно около трех часов дня. Мацейко сразу же подошел к жертве и сильно нажал бомбу, как ему и приказали. Однако взрыва не произошло. Впоследствии, после экспертизы, было обнаружено, что стеклянная рурка бомбы была гораздо крепче и поэтому Мацейко не мог раздавить ее одной рукой.

Мацейко в считанные секунды решил изменить план убийства. Он сразу подметил, что бомба не сработает. Поэтому он вытащил свой револьвер, подбежал к Перацкому и произвел несколько выстрелов в упор. Перецкий скончался в реанимации.

Мацейко сразу же скрылся с места преступления. Поговаривают, что он пешком прошел более пятидесяти километров вне Варшавы, на небольшой станции сел на поезд и поехал в Люблин, где сразу посетил члена ОУН Якова Черния. Черний принял Мацейко и тот переночевал у него, ожидая последующих распоряжений.

Судьба убийцы: как сложилась жизнь Мацейко?

Из Люблина Григория Мацейко переправили во Львов 5 августа 1934 года. Известно, что он пересек границу в Ясине, что на Закарпатье, и отправился в конспиративную квартиру во Львове. Однако долго на родной земле Мацейко не задержался и спустя некоторое время эмигрировал в Аргентину. Следствие очень долго отыскивало пути пересечения границы Мацейко, поскольку бегство из Польши он совершил максимально скрыто, без следов.

Единственное, что осталось во Львове, так это револьвер Мацейко, убивший не одного человека. Из револьвера Мацейко был убит директор филиала Академической гимназии Иван Бабий, подозреваемый в увещевании учеников к сотрудничеству с поляками, и Яков Бачинский — тайный агент полиции. Как раз один револьвер стал доказательством причастности участников ОУН к организации убийств вышеупомянутых лиц.

Ровно два дня спустя после убийства Перацкого, 17 июня 1934 года, профессор Львовской политехники Игнатий Мосцицкий принял решение создать специальных мест изоляции для граждан, которые могут влиять на покой и нарушать безопасность и общественный порядок. Именно тогда в Польше был создан первый и единственный лагерь: 12 июля 1934 года недалеко от Береза-Картуска (сейчас Беларусь), в лагере изолировали всех причастных к убийству. Заметим, что «изоляция» прошла без судебного процесса и длилась три месяца.

После переезда в Аргентину Мацейко начал устраивать свою жизнь под другим именем. Он снова женился. Однако после развода полиция узнала, что на самом деле Петр Кныш выдает себя за совсем другое лицо. С этого времени Мацейко много прятался и регулярно менял свое место жительства.

Мацейко работал в Сан-Николас Самис в мастерских на различных металлургических предприятиях. Впоследствии Мацейко сменил имя на литовское – Pedro Ovilavičius.

Несмотря на то, что Мацейко родился во Львовской области, его похоронили на местном кладбище в Ланусе. Только в 1972 году его останки перенесли в гробницу, специально построив при содействии Комитета охраны могилы Г. Мацейко. Членство ОУН в Аргентине спонсировало строительство мраморного памятника с его портретом.

Бронислава Перацкого – жертву Мацейко, похоронили в городе Новый Санч. Во многих городах Польши названы улицы именем министра. Даже во Львове в 1934 году появилась улица Перацкого (сейчас улица Железнодорожная).

.......